Медицина Аюрведа

АюрведаЕсли вы ранее не интересовались древними восточными культурами и медицинскими науками, то традиционная индийская медицина Аюрведа вас удивит.

 

Самовнушение — ключ к самоисцелению

Из античности к нам пришел этот почти мифологический эпизод: «Врач обращается к пациенту: «Нас трое — ты, я и твоя болезнь.. Если ты впадешь в отчаяние и неверие, уйдешь в плен к своему недугу, я ничего не смогу сде­лать. Но если мы с тобой будем помогать друг другу, то вместе одолеем болезнь и изгоним ее».

Всем нам из рассказов знакомых, из газетных статей и книг, из Интернета, из практики врачей известны случаи самоисцеления от волчанки, кожных заболеваний, ревматоидного арт­рита, таких зловеще-тяжелых болезней, как рак, частичный паралич, болезни позвоночника. Многие знаменитые люди, попавшие в беду, рассказывают и пишут о том, как про­изошел этот неуловимый и непредсказуемый процесс са­моосвобождения от болезни.

Используются разные методы лечения, а в некоторых случаях лечение в общепринятом смысле не проводится. Одни изнуряют себя тя­желейшими нарастающими физическими нагрузками (Дикуль), другие голодают, пьют керосин, третьи привязывают ко всем частям тела магниты. Многие прибегают к народ­ным средствам из трав и растений, иные погружаются в молитвы, и все они, исцелившиеся, подбадривают себя, ве­рят в себя и свое здоровье, не поддаваясь болезни, чер­пая силы в этой вере и вере близких.

Общее чувство, которое завладевает больными в такие периоды ожесточенной борьбы против болезни, за жизнь, — это твердое убеждение в том, что им стано­вится от избранных средств лучше. Это делает недуг призраком, миражом. Вместо того, чтобы предаваться страху или отчаянию, человек вытесняет из своей жизни даже мысли о болезни, не веря в реальность ее существования. Через некоторое время после такого самовнушения больному становится действительно лучше, а затем наступает и полное излечение.

В чем тут дело? Неужели способность к самоисцелению заложена в нас природой? К сожалению, научные знаний в сфере взаимоотношений тела и сознания чрезвычайно примитивны, так что на многие вопросы официальных ответов современной медицины попросту нет. А уж рядовые врачи и вовсе относятся к этому скептически, иногда с откровен­ной насмешкой, доверяя лишь ножу, химии, рентген-лучам и лишая подчас пациента многих радужных надежд.

Однако существует знание другого рода, где на все эти вопросы ответы есть. Это Аюрведа — медицинская наука Древней Индии, насчитывающая бо­лее пяти тысяч лет. Традиции Аюрведы берут истоки от индийской йоги, получают дальнейшее развитие в античном философском экстазе платоников и неоплатоников, в пра­вославном умном делании, в экзерцициях иезуитов, в уче­нии о пути мусульман-суфиев, а также в школах совре­менного психоанализа.

 

Происхождение Аюрведа

Название Аюрведа произошло от из двух санскритских слов: «айю» — жизнь, и «веда» — знание или наука, означая вместе наука жизни. Аюрведа учит сохранению здоровья и долголетию. Пути достижения этих целей просты: правильное питание, режим дня (с учетом сезона), медитация, а также физические упражнения.

Телом человека управляет его сознание — это базовый принцип медицины Аюрведы. Его понимание и использование на практике позволяет полностью управлять функциями своего организма, избавляясь от болезней и поддерживая здоровье. Самовнушение действует гораздо эффективнее, чем закаливание или другие процедуры, не прошедшие через сознание.

Классическая Аюрведа зиждется на знаниях вели­ких мудрецов Индии, которые жили за много веков до возведе­ния египетских пирамид. На ее основе и была разработа­на современная разновидность древней науки, названная Махариши-Аюрведа по имени прославленного гуру Махариши Махеш Йоги.

 

Махариши-Аюрведа и трансцендентальная медитация

Именно Махариши Махеш Йоги создал трансцендентальную медитацию — простая, естественная и не требующая усилий техника медитации, c использованием мантр, по которой занимаются 20 минут дважды в день, сидя в удобном положении с закрытыми глазами. Эта методика лишена религиозной подоплеки, благодаря чему с успехом практикуется людьми различных убеждений и вероисповеданий. За последние 50 лет технике трансцендентальной медитации обучились свыше 5 миллионов человек. Проведено более 600 исследований в более чем 200 университетах и научно-исследовательских учреждениях по всему миру.

Махариши Махеш Йога приступил к разработке совре­менного варианта Аюрведы в начале 1980-х годов, и через пять лет его ключевые положения были сформулированы и сведены в единую программу, по которой в настоящее время обучаются врачи, исповедующие Махариши-Аюрведу.

Президент Американской ассоциации аюрведической медицины доктор Дипак Чопра посещал нашу страну со своим курсом лекций по изложению сути Махариши-Аюрведы.

Медицина Аюрведа использует в равной степени и ста­рые, и новые методы, дополняя и расширяя достижения современной научной медицины.

Таким образом, при необходимости проводятся современные методы диагно­стики болезней, назначаются соответствующие диагнозу лекарства. Но при этом больного побуждают устремить взор внутрь своего организма.

Трансцендентальная медитация как первый и основной путь к совершенствованию своего организма, поисков ре­зервов рождает в душе глубокий покой. Исчеза­ет напряжение, снимаются стрессы — результат непра­вильных, нездоровых привычек и стереотипов поведения. Трансцендентальная медитация освобождает сознание, нервную систему, а следовательно, все тело от всего вредного, чуждого; ведет к восстановлению нарушенной гармонии. Повышается жизненный тонус, растет творческая активность. Кроме того, медитация способ­ствует увеличению продолжительности жизни.

Было проведено 430 исследований в 27 странах и 180 университетах. Вот только некоторые данные. Сердечно­сосудистые заболевания у медитирующих встречаются в четыре раза реже. Вдвое снижается заболеваемость ра­ком. При длительной тренировке в два раза сокращается частота дыхания (организм требует меньше кислорода).

Трансцендентальная медитация — не альтернатива лекар­ственной терапии, не замена ее. Она помогает организму лучше сопротивляться болезням и сокращает потребление лекарств. А в решении сложных психологических ситуаций подчас может стать единственным выходом.

При помощи мантры (индивидуального набора звуков) медитирующий погружается на уровень чистого сознания. Так ныряльщик за жемчугом с помощью груза погружает­ся в бездну морскую. Там, на глубине, есть единое поле нашего слияния с природой, Космосом. Исследованиями официальной медицины установлено, что существует связь звуков с корой головного мозга. Мантру нельзя записы­вать и передавать ее кому-то тоже нельзя. Мантру дает Учитель (Гуру) и вкладывает ее в сознание ученика. Она не придумывается, она есть у каждого. Искусство Гуру — оп­ределить ее. Учиться самому медитации или пытаться со­ставить индивидуальную мантру по рассказам нельзя и вредно. Обучение необходимо начинать с чистого листа вместе с Учителем.

Трансцендентальная медитация — детище Учителя Махариши Махеша Йоги. В 1957 году он покинул Гималаи, где жил отшельником 14 лет, и отправился по свету с миссией — научить людей искусству медитации. В течение 10 с лиш­ним лет Махариши побывал более чем в 100 странах.

Тайна влияния духа на физическое тело

Аналогично клеткам организма бывает отравлено и со­знание. Страх, злоба, зависть, дурные мысли, болезнен­ные сомнения — все эти эмоции и состояния порой причи­няют не меньший вред, чем токсины, содержащиеся в еде.

В состоянии страха в крови человека возникает мощная волна адреналина. Под влиянием гормона адереналина изменяется поведение человека. Химические сигналы, которые поступают из мозга, вызывают такие те­лесные реакции, как учащенное серд­цебиение и напряжение мышц. Таким образом, психика превращается в реальную молекулу…

Последователи Аюрведы-Махариши находят взаимодей­ствие между царством духа и царством материи, обнару­живают связующее звено двух областей реальности и вво­дят третий элемент, назвав его квантом. Новая медицина обращается к самому глубинному, глубже телесного и со­знательного, квантовому уровню для постижения тайн вли­яния духа на физическое тело. Явления, происходящие в мире квантов, бывают невидимы и непредсказуемы так же, как наши мысли, чувства. Кванты света не имеют ни веса, ни размера, ни определенного места в пространстве, их нельзя собрать в сосуд и сохранять там… А между тем, они существуют.

Нашему восприятию доступны квантовые сигналы, сопряженные с чувствами: вера, надежда, любовь, милосердие, сострадание. При всей своей неуловимости на физическом уровне они для нас очень важны и оказывают на нас влияние.

«Квантовые тела» людей беспрерывно обмениваются сигналами, но мы сами не допускаем их в сознание, ибо привыкли реагировать на более грубые, менее глубокие уровни реальности. Но эти квантовые сигналы доступны восприятию, мы знаем о них и даем им имена: любовь, со­чувствие, вера, надежда, милосердие. При всей неулови­мости эти импульсы очень важны для нас и имеют боль­шую силу.

Чаще заболевают и умирают люди, потерявшие близ­ких, овдовевшие, несчастливые дома, те, кто лишены люб­ви и поддержки. Однако квантовые сигналы любви способны восстановить канал, через который сознание взаимодействует с телом. Не зря говорят, что любовь способна творить чудеса…

Отрицательные эмоции, по терминологии Махариши-Аюрведы, относятся к категории душевного Ама (загряз­нители — санскр.), которое необходимо удалить из сознания.

Одного желания тут недостаточно. Сознание, исполнен­ное злобы, не способно преодолеть в себе ярость, страх не способен совладать со страхом. Нужно выйти за пределы сферы, где гнездятся страх, ярость и другие ви­ды душевного Ама. Такой выход предлагают различные ви­ды медитации, и в их числе — трансцендентальная, что по-латыни означает «выходящая за пределы».

Уровень трансцендентального сознания

Рекомендуется проводить ежедневно два занятия по 20 минут каждое: утром и вечером.

Медитирующий в тихой и спокойной обстановке сидит в удобной позе, его глаза закрыты. Он беззвучно, но отчетливо повторяет про себя мантру. Думая о мантре, вы отрешаетесь от бесконечного потока разнообразных мыслей и ассоциаций; сознание становится ясным; выходя на качественно новый уровень — уровень трансцендентального сознания. Это радо­стное, ни с чем не сравнимое ощущение по мере продол­жения занятиями медитацией становится насыщеннее, и вы начинае­те сознавать, как много оно для вас значит.

В состоянии трансцендентальной медитации исчезают привычные стереотипы мышления, чувство­вания, вы полностью открыты для обучения новому, для са­мосовершенствования. Вы избавляетесь от стрессов, пси­хологических травм и комплексов, от всего, что засоряет и утяжеляет вашу истинную сущность. С другой стороны, как показывают сотни научных исследований, все самое лучшее, что есть в человеке, проявляется и выходит на поверхность. Из­вестны случаи, когда в состоянии медитации, в один из столь желанных моментов ясности, люди начинали писать стихи, рисовать, находили неожиданно решение научных проблем, которые долгие годы мучили их.

Мы не даем никаких приемов медитации, ибо главное условие — обучение должны вести специально подготов­ленные инструкторы, они же подбирают необходимое вам слово, верное сочетание звуков — мантру. Первые устано­вочные занятия проводятся непременно при контроле инст­рукторов, ведь существуют индивидуальные нюансы обуче­ния, не поддающиеся формализованному изложению в пе­чатном руководстве. Именно поэтому ученики и последо­ватели Махариши так настойчиво добиваются организации центров по обучению трансцендентальной медитации. Так что, дорогие читатели, ищи­те последователей Махариши-Аюрведы, их в нашей стра­не, уже обученных, около 5 тысяч человек. Замечено, что те, кто осваивает трансцендентальную медитацию под руководством квалифицирован­ных инструкторов, остаются верны этому методу саморе­гуляции на долгие годы, а те, кто пытаются обучиться по литературным источникам, быстро бросают тренировки, не успев добиться каких-либо ощутимых результатов.

В арсенале Махариши-Аюрведы, помимо трансцендентальной медитации, еще семь основных методов: Панчакарма, метод первичного звука, пульсовая диагностика, марма-терапия, терапия радостью, музыкальная терапия.

И если трансцендентальной медитацией аюрведисты ре­комендуют и даже настаивают заниматься под руководст­вом инструкторов, то ступени Панчакармы можно попы­таться пройти самому, начав приобщаться к Аюрведе. Ко­нечно, негоже вырывать из столь многообразного и таин­ственного учения лишь практические советы, но, может быть, это подвигнет вас и к учению в целом, заставит по­верить в него и вы пойдете дальше и глубже по пути самоисцеления.

Панчакарма как метод Махариши-Аюрведы

По представлениям древних индийских целителей, отра­женным в Аюрведе, в человеческом теле действуют три основные жизненные субстанции, или доши: Вайю, или Ва­та, — субстанции воздуха, Питта — огненная субстанция, представленная секрецией печени и некоторых других ор­ганов, производящих в теле жар, и Капха — понятие, вклю­чающее в себя слизь, лимфу, тканевую жидкость, а также желудочный сок, то есть все бесцветные и холодные жид­кости организма.

Каждая доша имеет пять разновидностей со своими на­званиями и особыми свойствами.

Махариши-Аюрведа сохранила основополагающий аюрведический принцип деления тела на доши и использует их традиционные наименования на языке вед — санскрите: Ва­та, Питта и Капха, а также ряд других терминов.

Панчакарма — это очищение тела. Различные загрязне­ния скрывают от нас самих нашу собственную совершен­ную природу. Зачастую они проникают глубоко в тело и являются причиной физических хворей и душевных страданий.

Процедуры, объединенные названием Панчакарма, очи­щают клетки от токсинов, используя для этого природные каналы: потовые железы, кровеносные сосуды, почки и ки­шечник.

Панчакарма буквально означает «5 действий». На са­мом деле она представляет собой систему достаточно сложных процедур, числом гораздо более пяти, подобран­ных в соответствии с особенностями тела пациента и осу­ществляемых под контролем специалиста. Махариши Махеш Йоге пришлось приложить немало усилий, чтобы вы­членить наиболее ценное, необходимое из Панчакармы и адаптировать это ценное применительно к практике про­стых людей и современным условиям жизни.

Итак, ступени Панчакармы в Махариши-Аюрведе.

Лечение маслом (Шихана): по утрам принимается внутрь очищенное сливочное (топленое) или растительное масло. Делается это несколько дней подряд, чтобы смяг­чить доши в теле и затормозить процессы пищеварения. Эти меры призваны успокоить в организме стихию огня — Агни.

Масляный массаж (Абьянга): производится массаж все­го тела с применением целебного масла, содержащего экстракты лекарственных трав. Эта процедура должна вывести из организма избыток веществ дош, направляя их к ес­тественным органам выделения.

Поливание лба маслом (Широдхара): теплое конопляное масло, содержащее экстракты трав, тонкой струйкой льется на лоб лежаще­го, что вызывает глубокое расслабление тела и восстанав­ливает баланс Праны Ваты, необходимый, в частности, для сохранения здоровья нервной системы.

Лечебное потение: испаряющийся отвар из лекарствен­ных трав открывает поры на теле и удаляет вредные вещест­ва через кожу.

Клизмы (Басти). Медицина Аюрведа насчитывет более 100 разно­видностей лечебных и очистительных клизм с растительны­ми отварами и другими природными компонентами. В комп­лексе Панчакармы это средство используется для раство­рения веществ дош и естественного выведения их через прямую кишку.

Очищение дыхательных путей. Слизистая субстанция Капха имеет свойство накапливаться в лобных и гайморовых полостях головы, а также по ходу ды­хательных путей. При вдыхании целебных масел или травя­ных отваров избыток слизи выводится наружу. Это еще одна из ступеней очищения.

Эффективность Панчакармы в значительной мере опре­деляется очищающим действием клизм — Басти. Процеду­ры Басти выводят из организма немало воздушной суб­станции — Ваты. Нарушения баланса трех жизненных субстанций — Ваты, Питты и Капхи — соотносят­ся между собой как 4:2:1, так что поддержание равнове­сия Ваты имеет первостепенное значение в борьбе с по­давляющим большинством болезней, особенно на их на­чальных стадиях. В структуре же Ваты преобладает Апана Вата — воздух в толстом кишечнике, который определяет работу не только самого кишечника, но и всех тазовых органов; отсюда требование особой заботы о полноценном функционировании кишечника и своевременного проведения очи­стительных процедур.

Но надо иметь в виду, что обычные очистительные клиз­мы без добавки лекарственных трав и без предварительно­го размягчения дош и их подготовки к выведению через ки­шечник — малоэффективны. Неумелые и слишком часто применяемые клизмы и другие аналогичные процедуры могут причинить вред организму.

Вы, конечно, дорогой читатель, слегка разочарованы. Да, вы узнали еще об одном направлении восточных тео­рий физического и душевного здоровья, да, результаты ошеломляют, да, привлекают рассуждения о сущности человеческого организма, но в наш прагматический век мы все стараемся немедленно получить конкретные со­веты, конкретные диеты, конкретные рецепты и схемы упражнений.

Но думается, что вы почувствовали всю таинственность Махариши-Аюрведы и она увлечет вас. Что же касается конкретного, то врачи-аюрведисты их составляют индиви­дуально, программы их единичны, как уникален и единст­вен каждый человек. Но вот что интересно: читая про йогу, усваивая советы Поля Брэгга, а позже знакомясь с забытыми рецептами русских знахарей, вы невольно воск­ликнете: «Да это все одно и то же: чистка организма, го­лодание, оздоровление кишечника, выпаривание шлаков, травы!» Да! И тем убедительнее эти заветы — народы раз­ных стран и культур, национальностей и вероисповеданий пришли к похожим выводам. Поверим им, сделаем их за­коном нашей жизни. А конкретные рецепты, травы, масла мы возьмем свои, которые есть у нас, на нашей Родине.

Квантовый уровень реальности

Из Аюрведы мы, помимо физической программы самоисцеления, почерпнем то, чего нет в других учениях. Мысль о том, что все мы, сознаем это или нет, строим собственное тело. На тело принято смотреть как на нечто конечное во времени. Христианство утверждает, что тело бренно и исчезновение его не так важно, как праведность души и благородство помыслов. Аюрведа же считает, что че­ловеческое тело не имеет отчетливого начала и конца. Наш организм непрерывным потоком воссоздает себя, обновляет. Каждую се­кунду в нашем теле появляются новые клетки, а старые погибают. И процесс этот процесс бесконечен и непрерывен, подобно самой жизни.

Как гласит учение Аюрведа, за телесной реаль­ностью, так же как за реальностью духовной, кроется еще один, третий вид реальности — самый важный, основной, которому подчинены как физическое тело, так и дух, сознание.

Как вы догадались, речь идет о квантовой реальности. Эта глубинная внутренняя сущность обозначается сан­скритским словом «пара», что переводится как «за» или «сверх». За нашим физическим сердцем в области «пара» стоит другое серд­це, за мозгом — другой мозг и за глазом — другой глаз, которые определяют функционирование этих органов, их жизнь и смерть. Таинственное «пара», где еди­ны сознание и тело, где вершатся их судьбы, решается, быть им или не быть и какими им быть, — это и есть кван­товое поле, лежащее внутри нас. Махариши-Аюрведа найден рецепт управления квантовым полем, которым она делится с каждым желающим постичь эту науку.

Врач, исповедующий принципы Махариши-Аюрведы, ни­когда не забывает о том, что здоровье складывается на трех уровнях: физическом, духовном и квантовом. Он ви­дит свою задачу в том, чтобы использовать силы «третьей реальности» — квантового поля для возвращения здоровья духу и телу. А это и есть высшая цель медицины и завет­ное желание любого врача.

Читайте также другие статьи:
Учение йоги: направления и принципы
Тибетская медицина: расшифровка тайн Чжуд-ши
Как избавиться от болезней.

Загрузка...

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загрузка...