Позитивная (положительная) и негативная (отрицательная) евгеника

Генетика порой ста­новилась ареной ожесточённой идеологической борьбы (например, в СССР в 1948 году на государственном уровне была объявлена лженаукой). В истории генетики человека есть и такие страницы, когда при недостаточном уровне знаний предпринимались попытки практических действий с самыми негативными последствиями. Примером тому является евге­ника, которая развивалась параллельно с генетикой человека. Евгени­ка (в переводе с греческого — «хорошего рода», «породистый») — теория о наследственном здоровье человека и путях его целенаправленного улучшения.

Цели евгеники

Основная цель евгеники на первый взгляд очень благородна — способствовать совершенствованию человеческого рода. Исходя из этого, различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитив­ной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, ко­торые рассматриваются как ценные для общества (отсутствие наслед­ственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект и т. д.). Цель негативной евгеники — прекращение (или ограничение) воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефек­ты, либо физически или умственно неполноценных с тем, чтобы «де­фектные гены не распространялись в популяции».

Следует отметить, что основы селекции, т. е. улучшения пород живот­ных, были известны скотоводческим народам с глубокой древности, и соблаз­нов применить их в человеческой практике было более чем достаточно. Со­гласно древним источникам, в Спарте бросали в пропасть мальчиков, родившихся слабыми и нежизнеспособными, поскольку более всего ценили фи­зическую силу и выносливость. Платон (живший предположительно в 3 — 4 в. до н.э.) полагал, что не следует растить детей с дефектами или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, аморальных выродков следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных и достойнейших мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. Аналогичные взгляды высказывал Томас Кампанелла в эпоху Возрождения. Таким образом, в истории человечества неоднократно появлялись довольно радикальные и эти­чески неприемлемые идеи по улучшению человеческого рода.

Термин «евгеника» был впервые предложен в 1883 г. Френсисом Гальтон (1822 — 1911 гг.) в книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). Галь­тон понимал под евгеникой «Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физиче­ские, так и умственные качества грядущих по­колений». Гальтон занимался изучением наследования антропометрических признаков (рост и другие размеры тела, зрение, слух и т. д.), но больше всего его интересовало, в ка­кой степени наследуются интеллектуальные качества людей — одарённость, талант, добро­детели и способности. Он первым начал си­стематически изучать человеческие личност­ные черты и характеристики, и по праву считается отцом психометрии и психогенети­ки. Первые эскизы евгенической теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditaiy Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869 г.). Книга бы­ла написана под сильным впечатлением от «Происхождения видов» Чарльза Дарвина. Гальтон определял классическую евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождён­ные качества расы». Он предполагал развитие евгеники по следующей схеме. Первая стадия — стадия научного анализа и пропаганды евгенических идей, вторая стадия — стадия мероприятий практического характера и издания соответствующих законов. Наконец, на третьей стадии все люди осознают необходимость пра­вил евгеники, правила евгеники войдут в плоть и кровь общества, и законы как таковые станут ненужными. К сожалению, в этих теоретических построе­ниях молчаливо предполагалось, что решать вопрос о том, какие качества следует улучшать, как бы всем понятно. В то же время, и сегодня психология не дает чёткого определения, что такое интеллект, какие качества человека важны для него самого и для общества, и т. д. Кроме того, одни и те же люди могут быть носителями и благоприятных качеств (творчество, интеллект) и неблагоприятных черт характера.

Ввиду того, что перед евгеникой ставились гуманные цели (борьба с наследственными заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т. п.), новое направление было поддержано многими серьёзными учёными. Евгеника стала ака­демической дисциплиной, преподававшейся во многих университетах Европы.

Развитие евгеники в России

Довольно много последователей евгеники было и в России, особенно в первые годы после революции. В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н. К. Коль­цовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгениче­ское общество, издававшее свой журнал. В деятельности общества принимали активное участие известные генетики А. С. Серебровский и Ю. А. Филиппенко, антрополог В. В. Бунак, видные профессора — врачи А. Н. Абрикосов, Г. И. Россолимо, Д. Д. Плетнев, деятели куль­туры. Филиалы общества образовались в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове. В этот период был также учреждён Международный евге­нический комитет, в который вошли представители 15 стран.

На начальном этапе развития научная деятельность российских евгени­ческих заведений касалась собирания родословных выдающихся писателей, ар­тистов, учёных и их анализа. Предполагалось, что изучение характеристик предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу спо­собностей и талантов. Например, Н. К. Кольцов попытался проследить насле­дование одарённости писателей М. Горького и Л. М. Леонова, певца Ф. И. Ша­ляпина, поэтов С. Есенина и М. Ю. Лермонтова, биолога Н. П. Краснова и др. В итоге Н. К. Кольцов пришёл к такому выводу: «Рассмотренные нами генеало­гии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами». При этом Н. К. Кольцов и его коллеги подчёркивали значение факторов среды в формировании одарённости. Так, Н. К. Кольцов писал: «Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания».

Однако изучение родословных было не очень продуктивным направлением исследований и часто приводило к ложным выводам. Так, в трудах Саратов­ского отделения российского евгенического общества по результатам анализа родословных великих русских поэтов и писателей (А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и других) авторы пришли к выводу, что появление литературного гения чаще всего является результатом брака между одарённой матерью и отцом, страдающим каким-либо психическим расстройством (либо наоборот, матери, страдающей психическим заболева­нием, и талантливого отца). Ввиду отсутствия сколько-нибудь значимых научных результатов евгеническое движение в СССР вскоре пошло на убыль и постепенно угасло. Прекратили существование Русское евгеническое обще­ство и его филиалы, прекратилось издание журнала, закрылись лаборатории. Такой же отход от евгеники произошёл и среди многих зарубеженых учёных, прежде увлекавшихся евгеникой, а впоследствии в ней разочаровавшихся.

Причин охлаждения к евгенике среди серьёзных учёных было несколько. С одной стороны, всё больше вопросов, касающихся при­роды наследственных заболеваний, их профилактики и лечения стала решать нарождающаяся медицинская генетика. С другой стороны, вскоре стало ясно, что такие сложные признаки как интеллектуаль­ные способности, одарённость и характер не подчиняются простым менделевским законам вследствие того, что являются результатом действия множества генов и очень сильно зависят от влияния среды. То же касается психических расстройств и наиболее распространён­ных соматических заболеваний. Представители классической гене­тики (менделисты) и генетики человека (биометристы) не понимали друг друга. Но хуже всего было то, что в некоторых странах идеи ев­геники были использованы расистски настроенными политиками. Практическая реализация принципов отрицательной евгеники нанес­ла непоправимый урон генетике человека и генетике как биологиче­ской науке в целом, поскольку их часто отождествляли.

Негативная евгеника и её моральная оценка

Идеи негативной евгеники хорошо сочетались с идеологией расизма — направления, которое особое внимание уделяло биологическим различиям меж­ду расами и пропагандировало превосходство одних рас над другими. Первой страной, принявшей законодательство, направленное на избавление от «неполноценных», стали США. В конце XIX и в начале XX столетия в США стала активно пропагандироваться идея о том, что «наиболее ценную» англо­саксонскую часть жителей вытесняют «наследственно неполноценные» им­мигранты, приезжающие из южной и восточной Европы. В результате в 1924 году появился федеральный закон, поощряющий въезд в США северян и англо­саксов и затрудняющий въезд иммигрантов из южной и восточной Европы, в особенности евреев. Ещё ранее, в 1907 году в штате Индиана был принят закон о принудительной стерилизации, направленный на прекращение воспроизводства уже въехавших в страну «неполноценных», после чего такие законы принима­лись в ряде других штатов, в частности, последний — в 1937 году, в штате Джор­джия. В 1927 году практика принудительной стерилизации неполноценных была санкционирована Верховным судом США. За время действия расистских зако­нов в стране, согласно статистическим данным, было насильно стерилизовано свыше 100 тыс. человек. В большинстве штатов стерилизации подлежали ли­ца, страдающие тяжёлыми хроническими психическими расстройствами, ум­ственно отсталые, осуждённые за половые преступления, гомосексуалисты, в некоторых, кроме того, ещё и хронические алкоголики, эпилептики, прости­тутки, круглые сироты, бродяги, негры. Никаких доказательств, что стери­лизуемые были носителями каких-то «вредных» генов, естественно не было, да и их получение было на тот момент невозможным.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из докладчиков прямо за­явил следующее: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединен­ных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате менее чем через сто лет мы ликвидировали бы, по мень­шей мере, 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и по­ловых извращений, не говоря уже о многих других формах дефектив­ности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы по­чти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания». Сразу следует сказать, что жизнь доказывает обратное, стерилизация или иные меры (вплоть до физического уничтожения, что имело место в фашистской Германии) носителей основных психических рас­стройств не снижают их уровня в популяции. Тем не менее, анало­гичные законы ещё довольно долго действовали в разных странах.

Своего апофеоза негативная евгеника в тесной связи с расизмом достиг­ла в Германии. Евгенические программы в Германии начались с появления в конце XIX — начале XX столетия статей и книг по «расовой гигиене», восхва­лявших «истинно германскую высшую расу» и призывавших оградить её от за­грязнения «низшими» расами. Это расистское движение резко усилилось с при­ходом к власти Гитлера в 1933 году и превратилось во всемерно поддерживаемую и развиваемую государственную программу, законодательно закреплённую парламентом. На практике все началось с принудительной сте­рилизации психически больных (в Германии были стерилизованы все больные шизофренией и маниакально-депрессивным психозом). Вслед за этим присту­пили к тотальному уничтожению в лагерях смерти всех цыган и евреев, неза­висимо от пола и возраста. Уже во время 2-й мировой войны в отношении военнопленных-славян действовала директива, согласно которой сразу уничтожались раненые, больные, физически слабые, а прочие использовались как рабочая сила. Их содержали в тяжёлых условиях до тех пор, пока они мог­ли работать, а после этого тоже уничтожали. Общий итог расово­гигиенических мероприятий в Германии следующий: от 300 до 400 тыс. людей были насильственно стерилизованы на основе действия закона 1934 года, при­чём, около 100 тыс. пациентов психиатрических клиник были расстреляны или отравлены газом в рамках так называемой «акции Т4» (эвтаназия неполноцен­ных), в том числе тысячи детей. После официального окончания акции в 1942 году до конца войны ещё 120 тыс. пациентов было уморено голодом, по­скольку им, как «малоценным» жизням, было отказано в питании. По различ­ным оценкам, за время войны около шести миллионов евреев и цыган как пред­ставителей низшей расы были расстреляны, отравлены газом или заморены тяжёлой работой в лагерях смерти.

Эти и другие трагические факты сегодня широко известны, осуждены Нюрнбергским трибуналом. Но часто забывают, что речь шла о достижении целей, поставленных негативной евгеникой — «очищении человеческой популяции» от вредных наследственных за­датков. С того момента, когда евгеническая риторика стала использо­ваться для обоснования расовой политики Третьего Рейха, научная репутация евгеники была навсегда подорвана, если не сказать уни­чтожена. В послевоенный период всё научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Учёные старались дистанцироваться от евгенических идей. Тем не менее, ряд региональных и национальных правительств поддержи­вал евгенические программы до 1970-х годов. Ужасный пример Гер­мании не является чем-то уникальным, очень многие страны стояли довольно близко к тому, чтобы реализовать нечто подобное, но имен­но Германии было суждено продемонстрировать всему миру, что та­кое практическая евгеника. От евгенических теорий, как выяснилось, «попахивает дымком Освенцима…».

Отрицательные и положительные стороны активного развития евгеники

Что касается «положительной» евгеники, цель которой — обога­тить популяции человека ценными наследственными задатками, то на этом направлении «достижения» были весьма скромными, известны лишь несколько фактов. В своё время рекомендации, направленные на осуществление целей «положительной» евгеники, были подготов­лены такими выдающимися генетиками как А. С. Серебровский в России и первооткрывателем радиационного мутагенеза Г. Мелле­ром в США. Оба советовали организовать хранение замороженной спермы «ценных доноров» для осеменения ею женщин. Меллер счи­тал это важным в связи тем, что в случае мировой атомной войны большинство оставшихся в живых мужчин будут стерилизованы ра­диацией, и потребность в жизнеспособной сперме будет очень вели­ка. С другой стороны, он в своём письме к Сталину обосновывал ис­пользование искусственного оплодотворения как путь к созданию высокоразвитого человека нового типа в социалистическом обществе.

Значительно позже, в 80-х годах в американской научной прессе появилось сообщение, что создаётся банк замороженной спермы, по­лученной от нескольких лауреатов Нобелевской премии — представи­телей естественных наук. Предполагалось, что эта сперма будет ис­пользована для добровольного искусственного осеменения женщин, также обладающих исключительными интеллектуальными способно­стями с целью получения соответствующего потомства. Неизвестно, имел ли этот проект продолжение, но сама идея в свете современных достижений психогенетики и выяснения роли влияний со стороны среды (воспитание, роль ранних этапов развития) выглядит нерацио­нальной. Из приведенных фактов видно, что всевозможные утопиче­ские идеи были довольно распространены в начале XX века, как в СССР, так и в странах Запада. Всё это демонстрирует, какими при­чудливыми путями идёт человеческий разум, как у крупных учёных могут рождаться весьма сомнительные с этической точки зрения предложения и идеи.

С позиций сегодняшнего дня идеи и взгляды евгеники не поте­ряли своего значения, но их правильнее рассматривать в рамках ме­дицинской генетики и биоэтики. Есть ряд соображений в пользу учё­та идей евгеники, особенно в связи с достижениями в области молекулярной генетики и генной инженерии. Так, многие авторы считают, что в связи с прогрессом медицины, вследствие всё улуч­шающихся мер по сохранению беременности и сокращения числа спонтанных абортов, в развитых странах растёт т. н. «генетический груз». Он связан с выживанием маложизнеспособных особей и высо­кой вероятностью того, что лица, имеющие генетические аномалии или заболевания, смогут дожить до репродуктивного возраста. Тем самым устраняются естественные биологические препятствия к пере­даче дефектного генетического материала следующим поколениям. Способом сокращения генетического груза является превентивное консультирование пар, желающих иметь детей, в медико-генетических центрах и проведение тестов на наличие дефектных ге­нов, как при естественном, так и при искусственном оплодотворении.

Таким образом, евгенические принципы сегодня частично реа­лизуются в рекомендациях по желательной или нежелательной бере­менности. Чаще всего биотестирование касается категории лиц, вхо­дящих в т. н. «группу риска». В некоторых странах и сообществах (Израиль, Кипр) действуют программы по добровольному генетиче­скому обследованию лиц, желающих вступить в брак, на предмет вы­явления дефектных генов, переход которых в гомозиготное состояние неминуемо ведёт к опасным заболеваниям. Социальной компенсаци­ей для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а так­же институт усыновления. Однако во всех случаях решение принима­ется самими партнёрами, вмешательство государства в подобные во­просы неприемлемо. Во всяком случае, ни в одной стране сегодня эти процедуры не используются для «улучшения человеческого рода» и, к счастью, никому не приходит в голову это пропагандировать.

В то же время, технологии становятся всё более доступными, в некоторых странах уже утверждены протоколы тестирования для ши­роких масс. Растёт сеть коммерческих структур, предоставляющих подобные услуги населению. В настоящее время возможна прена­тальная диагностика эмбриона, полученного в результате искус­ственного оплодотворения (при числе клеток не более 8-ми). Опреде­ляется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбри­она в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка в семьях, ра­нее воздерживавшихся от того, чтобы иметь детей из-за высокого риска наследственных заболеваний.

Быстрый прогресс в области клеточной биологии, генной инже­нерии и молекулярной генетики создаёт такие возможности, которые порождают сложные этические задачи.

В связи с возможностями современной молекулярной генетики откры­ваются новые перспективы, которые нуждаются в этической оценке и зако­нодательной регламентации. Теоретически любой человек вскоре сможет на коммерческой основе осуществить анализ своего генома, а также генома сво­его избранника (избранницы). В некоторых организациях и страховых фирмах формируется практика, согласно которой работодатель или страховщик стремятся узнать о генетической природе своих сотрудников и клиентов для снижения коммерческих рисков. Эта практика вызывает ряд протестов со стороны правозащитных организаций, так как утечка данных в определённых ситуациях может привести к ущемлению прав граждан. Ещё одной проблемой является изменение половой структуры человеческих сообществ. В некоторых культурах рождение ребёнка того или иного пола считается предпочтитель­ным. Уже сегодня при искусственном оплодотворении возможна искусствен­ная коррекция соотношения полов до рождения, что может вызвать серьёз­ный дисбаланс между полами и повлиять на демографические процессы.

Некоторые генетики считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов человечества несёт в себе определён­ные скрытые риски. Возможно, эти риски преувеличены, а возможно и нет, популяционная генетика человека ещё не имеет точных реко­мендаций. Наука и клеточные технологии развиваются очень быстро, и у нас ещё будет возможность увидеть результаты.

Источник: Розанов, В. А. Биология человека и основы генетики: Учебное пособие / В. А. Розанов. – Одесса: ВМВ, 2012. – 435 с.

Связанные статьи:

Почему генетика в СССР была объявлена лженаукой?

Этапы становления генетики как науки

Гены, ДНК и РНК: понятие, структура, репликация, мутации

Гены или воспитание: что важнее?

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>