Идеология познающего общества

загрузка...

26.05.2020
Ефим Рейтблат

Мысль о познающем обществе,
кажущаяся азбучной, была
недоступна для понимания и не
осознавалась на протяжении 23 веков

Постановка проблемы

Идеология познающего общества

Необходимость переустройства общества

Стоп, общество! Ты идёшь не в ту сторону. Подавляющее большинство населения недовольно моделью общества, доставшейся ему в наследство от «отцов». Народ хочет кардинальных перемен, хочет переустройства общества. Мыслители прошлого предлагали свои концепции нового общества, которые в итоге оказались утопиями. История знает десятки попыток создания общества благоденствия, но все они потерпели фиаско. Были реализованы, и некоторое время просуществовали утопичные модели общества: «Колония равенства», «Колония Раскина», «Общины шейкеров», «Фордландия», «Новая гармония», «Падший город», «Фрутданд», «Город-коммуна Пальманова», «Аркосанти», «Брукфарм», «Фриленд», «Ауровиль», «Новый ланарк».

Проблема устройства общества находится в центре социологического учения. Вопрос об устройстве общества равен вопросу бытия мира. Как должно быть устроено общество? Ответ на этот вопрос отнюдь не прост. История мысли знает немало иллюзорных, мнимых и даже ложных ответов. Ещё Л. Толстой говорил: «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины».

Неудачные попытки создания модели нового общества

В ХХ-м и в ХХI-м веках были предприняты неудачные попытки создать модели нового общества. Этими моделями стали: «общество спектакля», «общество досуга», «общество контроля», «дисциплинарное общество», «общество риска», «технотронное общество», «мировая община», «социал-индивидуализм», «прогрессизм», «человеческое общество», «проект Венера», «постчеловеческое общество». Лучше бы авторы этих новых видов общества – Ги Дебор, Ж. Фурастье, Д. Габор, К. Робертс, Ж. Делез, М. Фуко, У. Бек, Э. Гидденс, Н. Лауман, З. Бжезинский, И. Стотысячный, Е. Белиловский, В. Конюков, Б. Спиридонов, Ж. Фреско, Р. Медоуз, Дж. Холдейн – не позорились. Все предложенные ими модели общества характеризуются серьёзным недостатком. Они представляют собой умозрительные схемы, не затрагивающие сущность общества. Грош им цена в базарный день.

У авторов этих моделей было своё видение нового общества. Видение основано на интуиции, а не на мышлении. Интуиция имеет собачий нюх, но тупые зубы. Видение поверхностно, фрагментарно. Хочется спросить социологов: «А почему вы не посоветовались с Творцом?» У Творца своё видение мироустройства. Во всех предложенных моделях общества отсутствует теоретическое обоснование. Предложенные модели общества – это переход от провала к провалу.

Лаборантский уровень способностей социологов и футурологов

Конструирование будущего, создание новой модели человеческого общества, формирование образа будущего является основной обязанностью социологов, но они её не выполняют. Когда у социологов сыр во рту, каркать не хочется. От одного лишь приближения к великим проблемам мутнело в глазах не у одного поколения исследователей. Они стояли перед ними, дрожа от ужаса, не зная, как вырваться из их тяжёлых объятий. Хочется спросить социологов: «А чем вы тут, собственно говоря, занимаетесь?!» Современные социологи, не зная, как подступиться к созданию нового общества, запретили себе вообще о нём думать, а чтобы не чувствовать себя ущербными — объявили создание нового общества невозможным.

Я хочу бросить упрёк футурологам. Как могло так случиться, что вы обманули человечество? Вы бьёте себя в грудь и заявляете, что являетесь крупными специалистами по будущему человечества. Так, где же оно, обещанное вами общество будущего? Вместо того, чтобы создать проект нового общества, вы стали работать гадалками и вешать прогнозную лапшу на уши.

Неужели мы все превратились в конформистов, неужели мы не сумеем разорвать консенсусную паутину? To by, or not to be? Быть или не быть, есть ли реальные шансы создать новое общество? Вот вопрос вопросов. Концептуальные основания используемой парадигмы для исследования общества поставлены под сомнение. Во время кризиса ни одна научная дисциплина, в том числе социология, не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки. Нужен сторонний взгляд.

Познание как естественное стремление человека

Давайте обратим свой взор к познанию. Человечеству во все времена было свойственно стремление познавать окружающий мир, себя, общество. Существует не только готовое знание, но и процесс его изготовления, то есть процесс научного познания.  В процессе познания внешнего мира человек стремится выработать такие знания, такие сведения, которые были бы надёжными. Только такие сведения и знания человек может использовать в практической деятельности, применять их для объяснения и для предсказания последствий.

Знание есть результат решения познавательных задач. Любой познавательный процесс в большей или меньшей степени связан с практической деятельностью. Познавательной деятельностью является учёба в школе. С прекращением занятий в школе прекращается и познание. С этого момента общество начинает идти по ложному пути, познание заменяет информацией от СМИ. Замена познания информацией аналогична замене ионов кальция в костях радиоактивными ионами стронция. Эрзац-учитель создал мир общественных отношений в виде некоего правдоподобия при полном игнорировании природы человека.

Не надо было давить на природу, не надо было закладывать в устройство общества ошибку!

Политики допустили логическую ошибку ignoratio elenchi – подмена тезиса. Вместо того, чтобы решать существенную проблему познания, и для этой цели использовать СМП (средства массового познания), они стали решать кажущейся правильной проблему информирования населения, и для этой цели стали использовать СМИ. Человеку нужны не новости, а познание. Потребность в познании – это глубинная потребность, тогда как потребность в информации о новых событиях – поверхностная потребность.

Образование vs познание

Современная школа имеет ряд серьёзных недостатков. Она сделала упор на обучение наукам, но проигнорировала не менее важные сферы, необходимые человеку для плодотворного проживания жизни. Она проигнорировала экспериментирование, рационализаторство, изобретательство, моделирование, генерацию идей. Современная школа ставит своей задачей обеспечить ученика определённым уровнем образования, но она не ставит задачу приучить члена общества к мыслительному процессу.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», – иронизировал Пушкин. Как тогда не старались, так и сейчас не стараются. Если образование достигается запоминанием того, о чём говорит учитель, то познание характеризуется осмыслением. Феноменология функционирования человека продолжает оставаться представлениями, но – не знаниями.

Знание, необходимое для решения жизненных задач индивидом, есть производное от познания, есть продукт познавательной деятельности. В школе этому не учат.

Зададимся глубоким вопросом: «Зачем нам нужно познание, «нас и здесь неплохо кормят»? Познают для того, чтобы улучшить свою жизнь. Человек действует в мире в зависимости от того, как он познаёт этот мир.

ВСЕ ТРУДНЫЕ, НЕ РЕШАЕМЫЕ ГОДАМИ ЖИЗНЕННЫЕ, ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – ЭТО, ПО СУТИ ДЕЛА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Познание как резерв создания нового общества

Начиная с дня рождения и до самой смерти, человек решает свои жизненные проблемы, и эти проблемы носят психологический и социальный характер.

Зачастую человек не может, не умеет, не знает, как решить свои личные проблемы, и причиной тому является когнитивная слепота.

Для индивида, да и для всего общества было бы желательно избегать больших, роковых, трагических ошибок. Не направишь свои мозги куда надо — они направят твои ноги, куда не надо, – отметил В. Георгиев. Ещё Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький». Резервы есть у государства, но их нет у общества. Познание является тем резервом, который позволит создать новое общество.

Осмелюсь выдвинуть идею познающего общества.

Прообразом познающего общества является информационное общество. Информационное общество устроено так, что оно не даёт возможность человеку успешно решать свои жизненные и личные проблемы. Ремонт информационного общества невозможен.  Нужно произвести кардинальные перемены в самом обществе. Сегодня мы являемся свидетелями невиданного научно-технического прогресса, и в то же время продолжается социальный регресс. Нарушен замысел природы: человечество должно двигаться из состояния варварства к состоянию совершенства. Цель познающего общества – скачок социального прогресса. Познающее общество – это такое общество, в котором индивид осуществляет непрерывное познание на протяжении всей своей жизни. Познающее общество предвидел ещё М. Монтень: «Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Самое важное – не взять приз, а проявить больше всего искусства в состязании».

Сущность

Структура познающего общества

Новое общество возникнет при условии осуществления структурной реорганизации общественных отношений.

В познающем обществе действует ряд систем, характеризующихся разной спецификой познания.

  1. Экскурсионно-познавательная система.
  2. Экспериментальная система.
  3. Система моделирования.
  4. Система эрудиции.
  5. Дискуссионная система.
  6. Рационализаторско-изобретательская система.
  7. Система генерации идей.
  8. Теоретическая система.
  9. Лекционная система.
  10. Система жизненного театра.
  11. Система школ Платона.

Структура каждой системы включает орган управления и многочисленные группы всех уровней. Ещё Дж. Локк говорил: «Сознание – это tabula rasa, чистая доска». Вот на эту доску и будут записываться ценнейшие знания.

Познающее общество осуществляет научное познание. Трансляции теоретических знаний происходит по разным каналам – новым организованным системам.

Можно позавидовать Адаму и Еве. В те неимоверно далёкие времена жизнь была простая. Съел плод с дерева познания — и все проблемы решены. Сейчас жизнь усложнилась. Нужно напряжённо познавать и познавать. А за это будет вам счастье.

Прекрасное напутствие дал А. Фирдоуси:

«Путь твой к познанию мира ведёт,
Как бы ни был он долог и труден – вперёд!»

Экскурсионно-познавательная система

Верховный Совет экскурсионно-познавательной системы организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций». В городах и сёлах создают экскурсионно-познавательные группы. Руководители проводят занятия. Соискатель на должность руководителя только тогда получает аккредитацию руководителя группы, когда он будет осуществлять научное познание. Члены этих групп участвуют в ознакомительных экскурсиях на заводы, на фабрики, в мастерские, в цеха, в лаборатории и т. п. Цель: составить представление о производстве, о создании различных продуктов. Приток новых впечатлений порождает интерес, создаёт тем самым благоприятные условия для получения новых знаний.

Экспериментальная система

Верховный Совет экспериментальной системы организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают экспериментальные группы. Руководители проводят занятия. Соискатель на должность руководителя только тогда получает аккредитацию руководителя группы, когда он будет осуществлять научное познание. Члены этих групп проводят многочисленные социальные эксперименты, межличностные эксперименты, эксперименты в семье, в психологии, в быту, в образе жизни, в городской среде обитания и т. п.

Все эксперименты характеризуются постановкой эксперимента, способом, материалами, целью. В экспериментах задаются, контролируются, меняются условия. Таким способом экспериментатор-исследователь добывает новые знания. Проводя эксперименты, участники группы получают новое опытное знание об окружающем мире и обществе.

Система моделирования

Верховный Совет системы моделирования организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают группы моделирования. Руководители проводят занятия. Члены этих групп создают модели, проводят моделирование женско-мужских отношений, семейных отношений, детско-родительских отношений, молодёжных отношений, межличностных отношений.

Модель представляет собой высшую форму наглядности, необходимую для выявления особенностей, трудностей и противоречий жизненной проблемы, а также пути её решения. Наглядные модели позволяют перевести проблему в ту плоскость, в которой человек может легко ориентироваться, делать выводы, прогнозировать ситуацию – словом, осмыслить существующее положение. Использование моделей в качестве эвристик позволит человеку эффективно решать жизненные, личные проблемы.

В тех случаях, когда жизненная задача содержит существенные ограничения, сложна для решения, успеха можно добиться с помощью моделирования. При моделировании человек лучше понимает свою проблему. Осознание моделей резко расширяет сознание, даёт более глубокое понимание сложившейся ситуации. Главное состоит в том, что разные модели открывают доступ к разным путям решения жизненных, личных проблем. В познающем обществе люди овладеют моделированием как способом решения своих жизненных, личных проблем.

Система эрудиции

Верховный Совет системы эрудиции организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают группы эрудиции. Руководители проводят занятия, расширяющие кругозор. Эрудиты постоянно занимаются расширением круга своих познаний и углублением уже имеющихся представлений о мире. Члены группы эрудиции занимаются самообразованием, читают и обсуждают большое количество научно-популярной литературы, просматривают учебные и познавательные фильмы. Эрудиты решают ребусы, анаграммы, шарады, кроссворды. Они пишут обзорные статьи, выступают с докладами. Эрудиты проводят игру «Что, где, когда?»

«Эрудит – резервуар знаний, но не фонтан идей», – подметил Д. Норткот.

Дискуссионная система

Верховный Совет дискуссионной системы организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают дискуссионные группы. Руководители организуют дискуссии, утверждают регламент, объявляют правила дискуссии, регулируют ход дискуссии. В ходе дискуссии дискуссёры публично обсуждают наиболее сложные и интересующие проблемы, намечают пути их решения. Из мнений, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации.

В грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признать ошибочность прежних утверждений. У дискуссёров появляется чувство уверенности в своих силах, составляется адекватная самооценка своего интеллекта.

Очень хороший совет дал Э. Хаббард дискуссёрам: «Если вам нечем ответить своему оппоненту, не всё потеряно: вы можете сказать ему, что вы о нём думаете».

Рационализаторско-изобретательская система

Верховный Совет рационализаторско-изобретательской системы организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают рационализаторско-изобретательские группы. Руководители проводят занятия. Члены этих групп создают рацпредложения и изобретения: женско-мужские рацпредложения и изобретения, семейные рацпредложения и изобретения, детско-родительские рацпредложения и изобретения, молодёжные рацпредложения и изобретения, межличностные рацпредложения и изобретения. Жизнь – это нестандартная задача. Для решения жизненных и личных проблем нужны нестандартные решения.

Человеку нужна не социология, а изобретательская социология, не психология, а изобретательская психология. В современном обществе человеку присущи биопсихический детерминизм поведения и социопсихический детерминизм поведения. В познающем обществе к ним добавится эвристико-психический детерминизм поведения. 

Приведу пример социального изобретения. Жена поставила на стол мужу на ужин тарелку с сеном. Рядом вилка, нож, ложка. Муж стал недоумевать: «Разве это можно есть?» Жена: «Откуда я знаю? Ты никогда не говоришь, вкусно я приготовила или нет». Жене хотелось, чтобы муж оценивал её кулинарное искусство. Изобретение сработало безукоризненно, муж стал постоянно её нахваливать.

Само общество заказывает социальные изобретения, хотя, следует признать, что этот заказ не осознаётся.

Система генерации идей

Верховный Совет системы генерации идей организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают группы генераторов идей. На занятиях руководители стимулируют генерирование оригинальных, интересных, плодотворных идей. Процесс генерации идей начинается с «расковывания» подсознания. Используют разные приёмы и методы. Методы активации поиска творческих идей помогают преодолевать барьер психической инерции. Проводят мозговой штурм. Упрощают проблему, делят её на части. Используют метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа. Используют метод контрольных вопросов.

Метод фантазии состоит в создании фантастических идей, для которых характерна перестановка элементов реальности. Хорошие результаты даёт медитация. Метод визуализации состоит в использовании образов.

«Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно», — дал ценный совет Б. Гейтс.

Теоретическая система

Верховный Совет теоретической системы организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают группы теоретиков. Руководители проводят занятия. Теоретики выдвигают гипотезы, проводят интерпретации, проводят рецензирование, создают свои собственные теории, создают свои собственные учения. Для выдвижения гипотезы теоретики чётко формулируют предмет, объект и цель гипотезы. Выдвигают рабочую гипотезу. Затем они осуществляют проверку гипотезы. В случае обоснованности гипотезы теоретики получают новое знание.

Все люди с раннего детства постоянно проводят интерпретацию, тем самым познавая мир. Для лучшего и правильного понимания окружающего мира человек интерпретирует события, поведение, общение. Человек объясняет происходящее по-своему, наделяет новыми смыслами и значениями. Наблюдая поведение другого, выслушивая речь другого, интерпретация позволяет определить его мотивы.

Теоретики занимаются рецензированием текстов и высказываний. Рецензия является критическим отзывом. Теоретики выявляют ошибки, опровергают ошибочные доводы, проводят логический анализ. В рецензии приводят рассуждение, доказательство, аргументацию, делают замечания, дают оценку, делают выводы. Теоретики создают свои собственные теории. Цель теории — объяснить факт или явление. Вначале происходит выбор методологии. Проводят теоретическое исследование конкретного факта или явления. Проникают в сущность явления. Теоретики выдвигают комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих конкретное явление или факт.

Как и всякая научная теория, строящаяся теория должна дать целостное представление о закономерностях и существенных связях рассматриваемой области действительности. Теория должна обладать предсказательной силой. Теоретики создают свои собственные учения. Учение – это  система  представлений, характеризующаяся определёнными положениями. Учение – это своя собственная философия жизни. Cogito ergo sum – мыслю, значит, я существую.

Лекционная система

Верховный Совет лекционной системы готовит лекторские кадры и организует в городах и сёлах публичные познавательные, научно-популярные лекции-беседы. Преимущество лекции-беседы перед традиционным «монологическим» чтением лекции состоит в том, что она позволяет привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, сделать лекцию интересной и легко воспринимаемой. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания. Лектор транслирует новые знания и побуждает слушателей активно, творчески мыслить. Лекции-беседы расширяют кругозор слушателей. Если вы, уважаемый читатель, станете лектором, не забывайте заповедь, оставленную Ф. Фанелоном: чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят.

Система жизненного театра

Верховный Совет системы жизненного театра организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт пьесы жизненных спектаклей. В городах и сёлах создают кружки жизненного театра. Режиссёры руководят жизненными спектаклями. Жизненный театр – это театр импровизации. Познающее общество основано на открытии театральной природы социального мира.

Современный человек сталкивается с кажимостью. Ему кажется, что существуют деятельность, поведение, общение. В действительности, это жизненные спектакли. Нет человека действующего, а есть человек, исполняющий роли в жизненных спектаклях. Природа запрограммировала человека как житейского актёра. 40 тысяч лет назад у современного человека появилось сознание. Тогда же изменилась и перцептивная система, ограничив своё действие осознаваемыми формами. Человек остался житейским актёром, но из-за мутации перцептивной системы перестал уже видеть жизненные спектакли. Трансформированная перцептивная система обусловила и продолжает обусловливать в настоящее время иллюзорное восприятие социального мира.

Одновременно с появлением сознания у человека появилась речь. Речь стала шестой разновидностью театра. Древние люди ошиблись. Они не распознали видоизменённый жизненный спектакль, не смогли его идентифицировать и ошибочно назвали его поведением, трудом, работой, учением, общением. Эти понятия, взятые из опыта, соответствовали кажущейся картине социального мира. Увы, «виноваты» древние люди. Человек всё также оставался житейским актёром, однако с того «несчастливого дня», когда у него появилось сознание, уже не видел жизненные спектакли. Современный человек по-прежнему остаётся житейским актёром, но не осознаёт этого.

Представления о том, что социальный мир имеет деятельностную природу, на протяжении 35 тысяч лет передаются из поколения в поколение. Они стали ошибочными коллективными представлениями. Современный человек живёт в иллюзорном социальном мире. Amicus Plato, sed magis amica est veritas – Платон мне друг, но истина дороже. Если человек хочет отыскать истину в межличностных отношениях, то он не должен обращать внимание на поведение. Неважно знать, кто и что делает, важно выявить осуществлённое распределение ролей. К сожалению, природа лишила человека театрального зрения. Огромная трудность состоит в распознании осуществлённого распределения ролей. Оно не осознаётся. В театральном кружке при многократном тренинге у учащихся появится такая способность.

Приведу примеры распределения ролей: хозяин – служанка, манипулятор – жертва, квартирант – хозяйка, простофиля – коварная, прокурор – подозреваемый, дразнилка – легковерный, главврач – психически больной, командир – солдат, безотказный – наглец, козёл отпущения – диктатор, золушка – узурпатор. Кто сказал, что общение должно быть только звуковым?! Язык жестов и язык пластики не только оживят семейное общение, но и позволят урегулировать конфликты.

Система школ Платона

Верховный Совет системы школ Платона организует и регулирует деятельность своих «подведомственных организаций», создаёт методические материалы. В городах и сёлах создают школы Платона. Руководитель управляет школой Платона, Академией. Члены Академии делятся на две группы: «учёные» и «ученики». Между ними происходят диалоги. В следующий раз происходит обмен ролей. Кто был учёным, тот становится учеником, а кто был учеником, становится учёным. Учёные – это Сократ, Прометей, Архимед, Эдисон, Сизиф (главный мотиватор) и др. И учёные, и ученики ведут умные диалоги в театральных костюмах и совместно осуществляют поиск истины. В школе Платона формируется атмосфера братства. 

Идеология познающего общества

  1. Заблуждения есть искажённое отражение действительности, возникшее как абсолютизация результатов познания межличностных отношений. Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильности действий. Невежественный индивид (наивный психолог) руководствуется ошибочными представлениями, ложными принципами, ложными убеждениями, и в результате наступают тяжёлые последствия. Психологически грамотный индивид, вооружённый психологическими знаниями, регулирует своё поведение, свою деятельность, своё общение, своё реагирование. В результате устанавливаются взаимовыгодные межличностные отношения. Психологически грамотный индивид успешно решает свои жизненные и личные проблемы.
    Афоризм «Если бы молодость знала, а старость могла» означает: если бы молодость занималась познанием, то она могла бы прожить счастливую жизнь. «Современный человек практически разучился познавать. Он просто хочет получать готовые ответы», – заметил М. Питт.
  2. Все технические шедевры стали следствием научных открытий и изобретений. Познающее общество – не исключение. Оно основано на открытии «Закономерность проживания человеком жизни». Подавляющее большинство населения принимает свою адаптацию за свою жизнь. Это не так. После адаптации человек проводит ориентировку, ставит новую цель и ищет способы её достижения. Для достижения цели, удовлетворения желания зачастую не хватает знания. Поиск знания как раз и составляет сущность познающего общества. Познание – это поиск длиною в целую жизнь.
  3. Интеграция науки– это процесс обобщения, объединения разрозненных научных фактов в целостную упорядоченную систему знаний. Аналогично, объединение экскурсионной деятельности, экспериментирования, моделирования, изобретательства, дискуссии, генерации идей, теоретизирования, лекционной деятельности, театра воедино приведёт к плодотворности модели общества и вызовет синергетический эффект.
  4. В истории человечества произошёл чудовищный перекос, связанный с нарушением закона пропорциональности. Закон пропорциональности в широком смысле отражает необходимость определённого соотношения между частями целого, их соразмерность, соответствие или зависимость. Речь идёт о количественном соотношении между экономикой и общественными отношениями. Диспропорция в функционировании человечества привела к техническому прогрессу и социальному регрессу. Отсюда следует вывод о необходимости восстановления статус-кво между экономикой и общественными отношениями. Познавательная стратегия позволит устранить сложившийся перекос.
  5. Познающее общество – удачная система. Вновь создаваемая система (новый вид общества) тем лучше, чем она идеальней. Идеализация системы осуществляется за счёт учёта сущности человека (элемента системы). Сущность человека состоит в создании житейских произведений. Житейское произведение несёт в себе интегративный характер: это и воспитательное, и кулинарное, и спортивное, и педагогическое, и благотворительное, и изобретательское, и финансовое, и любовное, и множество других.
    Судьба – это не что иное, как галерея неповторимых, исторических, масштабных житейских произведений. Всякий раз, проявляя активность, человек творит новое житейское произведение. Проживание жизни – это не что иное, как множество актов творения, создание множества житейских произведений. Заменив инерционное проживание жизни познанием, человек обретает множество альтернатив, множество перспективных жизненных стратегий и тактик.
  6. Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что человечество уже проделало эксперимент массового познания. Идея просвещения – это прообраз идеи о познающем обществе. Эпоха просвещения благотворно отразилась на человечестве. Развитие человечества – это движение по спирали. Сделав виток спирали, внедрив идеологию познающего общества, человечество очутится на более высоком уровне.

Философские основания познающего общества

Познающее начало конституи­рует и определяет существование ведущей сферы общества и деятель­ности людей. Познание становится мировоззренческой ориентацией членов общества. Общественное бытие и общественное сознание связаны диалектически. Главным является познание. Общество определяется как совокупность познающих людей. Источник развития общества находится внутри. Познание является системообразующим элементом общества и приобретает объективно-закономерный характер развития общества.

Находясь на исторической сцене, общество выполняет замысел природы – осуществляет переход из состояния варварства в состояние совершенства, идёт по пути социального прогресса. А пока «единственный способ защититься от внешнего мира – это глубоко его познать», – заключил Дж. Локк.

Предшественники

Большим свинством с моей стороны было бы затаптывание тропы, которую проложили корифеи философской мысли: Платон, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, П. Гассенди, Р. Декарт, И. Кант и др. Идея о познающем обществе давно витала в воздухе. К ней с разных сторон, с разной степенью успеха приближались П. Друкер, Ф. Махлуп, Д. Белл, Р. Лейн и др. Питер Друкер ввёл в научный оборот термин «общество знания». Друкер характеризует знание, как силу, способную создавать новое общество.

Познающее общество имеет принципиальное отличие от общества знания. Движущей силой выступают не сами знания, а процесс приобретения знаний, добыча знаний. В обществе знания сами знания являются первостепенным и всеобъемлющим ресурсом и для индивидов, и для экономики в целом. Тем самым общество знания нацелено на технический прогресс. В познающем обществе, напротив, знания являются прерогативой только индивидов. Тем самым познающее общество нацелено на социальный прогресс.

Ф. Махлуп ввёл в научный оборот термин «экономика знаний». В своих трудах Махлуп анализирует именно индустрию знаний, то есть производственную часть экономики. Познающее общество, напротив, направлено на интериоризацию актуальных для индивида знаний. Р. Лейн рассматривал гипотетическую модель снижения значения политики и идеологии в условиях интенсивного роста науки и образования в современном обществе. Познающее общество не ставит задачу доминирования над политикой и идеологией. Познающее общество не заменяет собой образования, оно дополняет его.

Общество знаний vs познающее общество

Если в школе активным участником является учитель, то в познающем обществе – учащийся. Общество знаний предполагает эффективное функционирование систем производства знаний и передачу знаний. Познающее общество, напротив, нацелено на добычу актуальных для индивида знаний, необходимых для решения жизненных, личных проблем. Общество знаний предполагает эффективное взаимодействие в рамках организаций и общества в целом систем/подсистем, производящих знание, с системами/подсистемами, производящими материальный продукт. Познающее общество, напротив, считает конечным потребителем индивида, получающего необходимые для него знания.

Общество знаний основано на рыночных отношениях, оно предполагает взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания (предложение стремится удовлетворять имеющийся спрос на знания и формировать спрос). Познающее общество, напротив, использует нерыночный механизм стимулирования, общество – болельщик индивида. Общество знания – концепция современного этапа общественного развития, предполагающего переход к новой фазе постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, станет знание как таковое. Познающее общество – это не новая фаза постиндустриального общества, это принципиально новое общество. Общество знания – это «готовое» современное общество. Познающего общества ещё нет, его надо создавать, и для этой цели предложены инструменты. Многие мыслители и исследователи говорили о познании, о знании, но никто из них не сумел выдвинуть идею о познающем обществе.

Перечень требований общества к индивиду по вопросу познания

В каждом возрасте общество предъявляет к индивиду разные требования познания. Это не осознаётся людьми. Составляют перечень требований познания к индивидам в возрасте от 5 до 100 лет. Индивид заключает с обществом контракт по вопросу познания. Намечают меры по реализации контракта. Общество как болельщик индивида осуществляет поддержку индивида, стимулирует его познание. Детская (молодёжная) группа, олицетворяющая общество, транслирует слова побуждения и одобрения к  конкретному познающему человеку. Способы трансляции могут быть разными: и письмо, и телефонный звонок, и послание на электронную почту (текст, звуковое, видео).

С 5 до 7 лет. Ребёнок совершает 3 познавательные экскурсии, создаёт 3 познавательные модели.

С 7 до 14 лет. Ребёнок, подросток совершают множество познавательных экскурсий, создают множество житейских моделей, проводят множество житейских экспериментов, создают множество житейских рацпредложений, слушают множество познавательных лекций, участвуют в множестве дискуссий.

С 14 до 44 лет. Молодёжь и взрослые совершают множество познавательных экскурсий, создают множество социальных моделей, проводят множество социальных экспериментов, создают множество социальных рацпредложений, создают 1 социальное изобретение, слушают множество научно-популярных лекций, участвуют в множестве дискуссий, генерируют множество идей, пишут множество рефератов.

С 45 до 100 лет. Зрелые люди и долгожители совершают множество познавательных экскурсий, создают множество социальных моделей, проводят множество социальных экспериментов, создают множество социальных рацпредложений, создают 1 социальное изобретение, слушают множество научно-популярных лекций, участвуют в множестве дискуссий, генерируют множество идей, создают 1 свою теорию, создают 1 своё учение.

Формы познающей деятельности

Группы используют разные формы своей деятельности:

  • сборы
  • экспедиции
  • слёты
  • митинги
  • карнавальные шествия
  • презентации
  • парады гордости
  • фестивали.

Занятия в аудитории – это традиционная форма обучения. Сборы позаимствованы из спорта. Слёты позаимствованы из туризма. Карнавальные шествия и митинги позаимствованы из политики. Презентации и фестивали позаимствованы из искусства. Экспедиции позаимствованы из географии. Парады гордости позаимствованы из военного дела.

Ритуалы

Создают ряд разнообразных ритуалов, в том числе юмористические. Группа учащихся принимает один понравившийся ритуал и с него начинает занятия.

Пропаганда

Функция пропаганды априори присуща журналистике. В познающем обществе журналисты будут проводить позитивную пропаганду познания. В доходчивой форме они расскажут о разных аспектах познания, будут побуждать людей стать адептами познания. Пропаганда познания – это не просто идея, а набор конкретных правил простого и ясного руководства к действию. Она осуществляется в интересах общества. Пропаганда познания – это пропаганда созидания, она рекламирует строительство познающего общества и побуждает людей принять участие в этом строительстве. Она позволит сформировать научное мировоззрение, что благотворно скажется на всём обществе. Пропаганда познания носит гуманистический характер. Она направлена на решение стоящих перед обществом задач. Осуществляя просвещение, можно будет сформировать познающее общество.

Homo kognitivius, человек познающий

Человеку познающему присущи любопытство и любознательность. Если по каким либо причинам он не удовлетворён полученными знаниями, он начинает добывать их сам. Он проводит поисковые работы, проводит эксперименты, выдвигает гипотезы, идеи, создаёт рацпредложения и изобретения. Используя добытые знания, человек познающий преобразует окружающий мир. Наряду с дефицитом общения человек испытывает острый дефицит познавательной информации. Человек часто интересуется: «Что это?», «Почему?», «В чём суть?», «Как это действует?», «А что будет, если…?», «Что нового?».

На одном полюсе находится человек познающий, разносторонне развитый, с широким кругозором, исследователь, экспериментатор, испытатель, на другом полюсе – человек ограниченный, неуч, невежда. Невежество в отношении к себе порождает неправильный образ жизни. Невежды не способны не только к созиданию чего-то нового, но также и к принятию ответственности за негативные события собственной жизни, что мотивирует разрушительное поведение. «Жизнь в неведении – не жизнь. Кто живёт в неведении, тот только дышит. Познание и жизнь неотделимы», – заметил Л. Фейхтвангер. Невежда пасует перед трудностями, неспособен противостоять стереотипам, неспособен к преодолению преград. Если бы невежда не был таким дремучим, то он бы взял на вооружение житейские теоремы. Очень точно заметил великий баснописец И. Крылов: «Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Человек познающий познаёт природу, себя, законы природы и общества. Познание детерминирует мотивацию. Знания обладают огромной побудительной силой. Желание испытывать положительную эмоцию интереса побуждает человека осуществлять познание. Жажда познания жизни и быта других людей заставляет человека совершать экскурсии и туристические поездки. В обществе ценятся интересные люди, иначе говоря, ценятся люди, много знающие и умеющие интересно преподать свои знания. Ценным приобретением человека является не только жизненный опыт, но и знания жизни.

Доминирующим мотивом личности является ориентация. Так, ориентация на дело характеризуется выраженными потребностями в познании. Когнитивный раздражитель, избыточно воздействуя на психику, способствует увеличению в психике доли интеллектуальной сферы и уменьшению доли эмоциональной сферы, способствует развитию эрудиции и воображения. Большим другом и помощником становится познание человеку, попавшему в трудную ситуацию. Сгенерировав интересные, плодотворные идеи, он преодолевает трудное состояние, восстанавливает душевное равновесие. Жизнь – праздник, если человек научится познавать. «Век живи — век учись тому, как следует жить», – оставил завет Сенека.

Идеалы познающего общества

Среди основополагающих мировоззренческих универсалий, отражающих системные ценности общества, одно из центральных мест занимает социальный идеал – свойственное индивидам, их общностям и обществу в целом – представление о совершенстве собственного бытия. Человек живёт не одним настоящим днём, он простирает свои взоры в будущее. Идеал позволяет бороться, стремиться, упорно работать, добиваясь невероятных достижений. Ввиду больших трудностей общество не смогло обрести новые, консолидирующие, цивилизационные социальные идеалы.

Человек испытывает потребность в ориентирах, в социальных идеалах. Они воодушевляют человека и дают ему нравственные силы для плодотворной деятельности. Социальный идеал базируется на тех ценностях, которые носят фундаментальный для общества характер. Плодотворные идеалы возводят общество на высоту человеческого совершенства, воодушевляют целые народы. Во время становления личности подросток — юноша, девушка — нуждается в идеалах.

Вот прогрессивные идеалы познающего общества:

  1. Вечный знайка
  2. Великий экспериментатор. Стать автором социального эксперимента.
  3. Генератор идей. Выдвинуть свою прорывную идею.
  4. Социальный изобретатель. Стать автором социального изобретения.
  5. Основоположник собственного учения. Создать своё учение.
  6. Сам себе гносеолог. Каждый человек гносеолог своего счастья.

Подросток, будь то юноша или девушка, будет стремиться стать познающим человеком. Идеалы познающего общества зададут смысл жизни, станут ориентирами в жизни. Результатом поиска совершенного устройства общества стали идеалы познающего общества. Идеалы познающего общества это разумные идеалы человеческого общежития. Воплощение идеалов познающего общества в жизнь будет определять культуру нового общества, всю его систему ценностей. Всю историю человеческой жизнедеятельности можно рассматривать как зарождение, развитие и смену различных идеалов. Идеалы познающего общества  будут выступать как сила, которая на длительный период объединит людей.

Перспективы познающего общества

1. Познающее общество – это общество будущего.

Будущее никогда не бывает случайным – его творят! Концепция познающего общества превзойдёт по смелости все известные политические концепции. Информационное общество себя изжило и уступит место продуктивному познающему обществу. На историческую сцену выйдет познающее общество. Добыча новых знаний становится общественным достоянием. Главные факторы познающего общества:

  • формирование потребности в новых знаниях, необходимых для решения жизненных, личных и деловых задач;
  • непрерывное приобретение научных знаний.

Добытые знания становятся жизненной силой. Идеология познающего общества предназначена для совершенствования человека, тем самым обладает притягательностью. Использование познания приведёт к улучшению человеческой породы, качества человеческого капитала, интеллектуального генофонда нации.

2. Познающее общество – это не что иное, как психологический ликбез. Познающее общество будет исправлять когнитивные искажения. Когнитивные ошибки – это присущие познавательным процессам систематические ошибки, приводящие к тому, что человек делает неправильные выводы, неправильно оценивает ситуацию и других людей, принимает неверное решение. Современное общество – это общество наивных психологов. Пропитывание общества психологическими знаниями благотворно скажется на судьбе людей. У значительной части населения в причудливых многообразных сочетаниях переплетаются адекватная и иллюзорная субъективные реальности. Это является источником ошибочной социальной ориентировки в окружающем мире. Познавать новое, важное, актуальное — значит жить дважды.

3. Новое социальное устройство. Создание нового общества является глобальной проблемой человечества. Познающее общество – это вид социального устройства, где познание становится высокозначимым. Предложенные организационные познавательные системы – это практические инструменты для ориентации человека в окружающем мире. Общество выступает в роли заказчика познания. Тотальное познание окажет заметное влияние на жизнь гражданина и всего общества. Люди станут плодотворно решать свои жизненные и личные проблемы.

Модель познающего общества – социальное чудо. Познающее общество – это созидательное общество. Программа познающего общества нацелена на всестороннюю психологическую и социальную подготовку члена общества. Проблемы личности являются проблемами самого общества. Граждане заинтересованы в познании. Это напрямую будет влиять на их качество жизни. Основные черты познающего общества составляют выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости в социальную и психологическую. Индивид будет успешно функционировать в окружающем мире, успешно решать свои жизненные и личные задачи, продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

4. Стрела времени. Познающее общество – это революционная идея. В познающем обществе будет сформировано научное мировоззрение. Тем самым у человека появится возможность мудреть. Тот, кто владеет научным знанием, владеет и ситуацией. Школа не даёт того, что даст познающее общество. Жизнь устроена так, что человека невозможно научить. Он должен научиться сам. Познающее общество увеличивает эффективность жизни индивида, оно открывает перед ним много альтернативных дверей. Встречное движение индивида и общества вызовет синергетический эффект. Целенаправленное научное познание изменит качественное состояние общества. Познающее общество будет культивировать у человека пытливый ум, расширение кругозора, увеличение эрудиции, стремление найти истину. Познающее общество приобретёт черты нового социального идеала. Расширится массовое сознание, нужное социальным группам в повседневной жизни для плодотворного взаимодействия и общения. Общество начнёт переживать колоссальный подъём. Высшая форма собственности – это интеллектуальная форма. Её можно тиражировать.

5. Познающее общество – более совершенное общество. В познающем обществе будет сформирована система ценностей, в которой личностные факторы являются доминирующими. В познающем обществе конфликты будут редки и малочисленны, уровень безработицы низкий. Общество будет стабильно и жизнеспособно. Государственная политика будет направлена на совершенствование личности. Концепция познающего общества – это чрезвычайно плодотворная концепция. Она даст мощный толчок для обновления общества. Создана идеология познающего общества, которая по своей привлекательности для широких народных масс не уступает коммунистической идеологии, а по силе идей превосходит её.

Идеология познающего общества станет основой Национальной доктрины развития страны на длительную перспективу. Она укажет обществу путь прогрессивного развития, даст инструмент реформы гражданского общества.

Тотальное познание создаст предпосылки плодотворных изменений в жизни общества. Произойдёт сачок социального прогресса. Сам Творец зааплодирует познающему обществу. Тот лидер нации, который воплотит в жизнь идеологию познающего общества, войдёт в историю как великий реформатор, как великий правитель.

6. Использование неосознаваемых детерминант носит фундаментальный характер. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не всё, что воспринимается и управляет поведением человека, осознаётся им. Кроме сознания, у человека есть и надсознательное. Явления жизненного театра относится к надындивидуальным, надсознательным явлениям. Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. Вездесущие надсознательные явления жизненного театра детерминируют человеческое поведение так, что сам человек об этом не знает. Явления жизненного театра имеют большое практическое значение: ведь надсознательные силы влияют на все стороны психической жизни и всегда участвуют в оформлении нашего сознательного опыта.

7. Значимость идеологии познающего общества. Решена одна из фундаментальных проблем устройства общества. Мы вплотную подошли к пониманию природы общества. Создан программный документ для Президентов, Премьер-Министров, Правительств и Парламентов всех стран мира. Народы мира получат ориентир, планетарный идеал, общую цель, как жить дальше и к чему стремиться. С появлением идеологии познающего общества человечество вступает в новую эру своего существования.

В цивилизации будет наблюдаться пороговый эффект. В точке бифуркации, в замене информационного общества познающим обществом будет наблюдаться характерный излом. Момент преодоления порога ознаменуется качественным сдвигом – образуется новое общество. Познающее общество превзойдёт информационное общество. Познавать – добывать новые знания – действовать. Действовать в своих личных интересах, и в интересах общества, совершенствовать род человеческий.

Познающее общество приведёт к поразительным переменам, к четвёртой – познающей революции. Концепция познающего общества даст импульс и воодушевит общество. Из познающего общества возьмёт свой путь идея гуманистического преобразования мира. Человечество начнёт путь к познающей цивилизации. Мы начинаем великий исторический эксперимент «Улучшение мира».

Независимый исследователь Ефим Рейтблат

Другие статьи данного автора:

Найдены главные виновники коронавирусной трагедии

Идеология заботливого общества

Идеология туризма будущего

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>